Визитка

Наша школа – это ступеньки, которыми ребенок поднимается к знаниям,
к духовным истокам народа, это святыня человечности, порядочности, доброты.
Наши двери всегда гостеприимно открыты для всех. Каждый ребенок будет
окружен любовью, заботой и сможет раскрыть свои способности.


      Свою историю школа начала с  1 сентября 1964 года. Именно тогда в поселке Холодная Балка на улице Матросова было построено новое здание. Светлое, просторное и по-домашнему уютное, оно гостеприимно распахнуло двери  для учеников и педагогического коллектива СШ №103. Сегодня об этом здании напоминают лишь фотографии.
       Шло время, шахтерский поселок рос, детей становилось все больше. Из-за нехватки классных комнат занятия в школе проводились в две смены. Проблема была решена,  когда 1 сентября 1982 года состоялось торжественное открытие нового здания   средней школы №103  на улице Кирова. «Гордость поселка – школа на 1500 мест. Здесь светлые, просторные классы, два спортивных зала, плавательный бассейн, комнаты для игр и занятий в группах продленного дня, актовый зал», – так писали о новостройке в газете «Макеевский рабочий».
В этом здании площадью 6300 квадратных метров, с 41 классной  комнатой, просторными рекреациями вот уже в течение 34 лет получает знания наше подрастающее поколение.       Благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, детей, техперсонала  в классах  всегда чисто, уютно. Школьная столовая на 392 места позволяет ребятам полноценно и вкусно питаться. Уроки трудового обучения проходят в мастерских, где есть кабинет обслуживающего труда, цех по обработке металла и дерева. В школе два спортзала. Уроки физкультуры весной и осенью проходят на спортивной площадке с беговой дорожкой, футбольной, баскетбольной и волейбольной площадкой, турниками, брусьями.  На школьном дворе  установлены тренажеры.
В 2003 году с открытием первого компьютерного класса в школе началась информатизация. С 2006 года функционирует сеть Интернет, которая активно используется как учителями (подготовка к урокам, внеклассным мероприятиям, участие в вебинарах, разработка проектов, пополнение банка методических, дидактических, психолого-педагогических средств школьных методических объединений), так и учениками (web-олимпиады, интернет-конкурсы, подготовка к государственной итоговой аттестации). Развивая инновационный потенциал, овладевая прогрессивными методиками и технологиями, учителя Макеевской школы № 103 обобщают опыт, совершенствуют модели уроков,   создают проекты в различных образовательных сферах: экономика (Шкиренко В.А., Боровикова Е.С.),  русский  язык и  литература (Иванова Г.В.),  география  (Семыкина Т.И.),  биология и  экология (Лосева Н.И.),  методическая работа (Сидоренко Е.Г.), воспитательная работа (Савченко И.А.), музыка (Корсун Л.Н.), начальная школа (Кузнецова Ж.М.,  Мелихова И.Н.).      
     В историю жизни поселка Холодная Балка школа № 103 вошла вместе с именем ее первого директора – Морозовой Людмилы Саввичны. Совсем еще молодая, в 1964 году она  решительно взялась за сложное, но такое важное дело: руководство новой школой. Позднее, в 1982 году, Людмила Саввична возглавит уже школу-новостройку.  Демократический стиль общения, мудрость, требовательность, высокий интеллект, умение решать любые поставленные задачи, духовная культура снискали любовь и уважение коллег, родителей, учеников, жителей поселка Холодная Балка. Людмила Саввична – пример большой силы воли, энергии и оптимизма.
      За 50 лет существования школы на посту директора сменилось пять руководителей:
Полукеева Валентина Николаевна, Букка Татьяна Ивановна, Староверова Лидия Давыдовна, Малунова Евгения Николаевна. C 2010 года школой руководит Шкиренко Валентина Алексеевна.
Каждый из директоров оставил свой след в истории школы. Девять лет руководства Валентины Николаевны Полукеевой – это годы поиска и внедрения инноваций: появляются первые классы, обучающиеся по программе  «Росток», для старшеклассников открываются профильные классы (медицинский, экологический, филологический, художественно-эстетический).  В целях оптимизации учебного процесса в школе была введена модульная система обучения. Постоянный творческий поиск, инициативность, активная жизненная позиция  были присущи Валентине Николаевне как директору школы и нашли продолжение в ее дальнейшей деятельности в качестве заместителя начальника управления образования  города Макеевки.
В 2001 году все эти начинания продолжила Букка Татьяна Ивановна. И не только продолжила, но и внесла свою весомую лепту в развитие школы. Через два года начала деятельность на посту директора Малунова Евгения Николаевна. Ее трудовой путь был и ранее тесно связан со школой № 103: здесь она работала учителем,  организатором внеклассной работы. Полученный опыт позволил Евгении Николаевне на протяжении ряда лет успешно руководить работой МОШ № 54. Придя директором в МОШ № 103 после слияния двух школ, Евгения Николаевна смогла достойно справиться с непростыми задачами и организовать продуктивную работу нового коллектива.
Директор силен своей командой, своими заместителями. В жизни школы их было много, они были разные. Но не было таких проблем, которые завучи не могли бы решить. Так, в 2003  году Староверова Лидия Давыдовна, став  директором школы в конце учебного года, взвалила на свои плечи массу проблем и успешно справилась с ними. Творческое вдохновение никогда не оставляло Лидию Давыдовну. Щедрость своего сердца, организаторский талант она отдавала  школе. Смогла уверенно руководить школой и Осинова Людмила Александровна, завуч с большим  стажем и опытом, энергичный, деятельный человек, отличный организатор и наставник.
Сегодня у руля Шкиренко Валентина Алексеевна. Она пришла в коллектив, где  за многие годы уже сложились определенные традиции,  определился стиль работы. Желание нового директора сохранить и продолжить эти традиции было принято и поддержано коллективом. Валентина Алексеевна доказала, что она не только хороший руководитель, но и отличный учитель. Это человек,  олицетворяющий собой творческий накал, увлеченность и целеустремленность. Своим профессиональным приоритетом Валентина Алексеевна считает организацию социального партнерства как механизма демократизации школьной жизни.  В 2013 году школа стала  победителем городского конкурса «Звездный час – 2013» в номинации «Лучшая социально-активная школа».
Стабильность коллектива – это характерная особенность школы №103. Каждый четвертый учитель проработал здесь более двадцати лет. Настоящими старожилами можно назвать сегодня Пенкину Клавдию Леотьевну, Полищук Любовь Николаевну, Шапошникову Людмилу Михайловну, Вакулу Людмилу Ивановну. Возвращаются в школу уже в качестве коллег-педагогов и  выпускники. В 2004 году ученица Низамиева Марта  в своем сочинении «Я учителем бы стала, пусть меня научат» написала:  «Я надеюсь вернуться в родную школу уже учителем. Я буду такой же трудолюбивой, внимательной к своим ученикам, как и мои учителя». Сегодня  18  выпускников, среди которых и  Марта Рашидовна, – учителя школы № 103.
Есть в школе и учительские династии. Общий стаж династии Ивановых насчитывает 80 лет, Боровиковых – 44 года, Шаблий – 45 лет.
История школы сохранила имена учителей, чьи заслуги были отмечены орденами, медалями, почетными знаками: Морозова  Людмила Саввична, директор (Отличник образования, Заслуженный учитель СССР), Гапонова Надежда Петровна, учитель русского языка и литературы (орден Трудового Красного Знамени, медаль «К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина»); Чернуха Петр Андреевич, учитель физической культуры  (почетные знаки Отличника Народного Образования, Отличника  физической  культуры и спорта, медали «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть»).
За годы существования школы из ее стен во взрослую жизнь вышли сотни ребят. Среди них 69 золотых и   72  серебряных медалиста.
Уверенной поступью движется  школа по пути создания благоприятных условий для полноценного духовного, эмоционального и физического развития школьников.   Среди стратегических задач в образовательной деятельности –  развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения, творчески одаренной молодежи, привлечение ее к научной деятельности, обеспечение подготовки конкурентоспособного выпускника, главными качествами которого будут человеческое достоинство, духовное богатство, осознанное принятие моральных норм и активная жизненная позиция.
Творческих, талантливых детей может подготовить только творческий наставник. Список достижений наших  коллег в  совместной партнерской учебной и исследовательской деятельности весьма обширен, и  за последние годы он значительно пополнился: Шкиренко В.А. – Республиканский конкурс авторских образовательных программ (Диплом  І степени, приказ № 95 от 10.03.16 – городской уровень); авторская программа курса по выбору «Рекреационная география Донецкого края (10-11 кл)» – Диплом ІІ степени, приказ МОН ДНР от 30.05.2016 №581;
Иванова Г.В. – член группы авторов-составителей программы «Литература» для учебных организаций с обучением на русском языке;
Жердева З.А. – лауреат Республиканского конкурса «Краеведческий калейдоскоп: Донецкий край в творчестве современных писателей Донетчины»;
Боровикова Е.С. – апробация программно-методических материалов курса истории (5 класс), основных образовательных программ (приказ УО №309 от 05.11.2015); участник творческой группы при Донецком РИДПО «Учебно-методическое обеспечение изучения истории Донецкого края в курсе «История Отечества»; внедрение городского проекта «История письменности».
Сегодня в коллективе  работают  7  учителей, имеющих квалификационную категорию «Специалист»,    7 учителя второй категории,   17 – первой категории и 13 –  высшей категории. Звание «Учитель-методист» имеют Шкиренко В.А. и Боровикова Е.С., звание «Старший учитель» – Иванова Г.В., Жердева З.А., Осинова Л.А., Покатилова Н.П.,     Пенкина К.Л.
Кропотливый, самоотверженный  труд учителей вознаграждается  жизненными успехами учеников. Нет числа победам учащихся на протяжении многих лет в предметных олимпиадах, конкурсах; ученики нашей школы – лауреаты конкурса-защиты исследовательских работ МАН городского и областного, а ныне республиканского уровней, активные участники семинаров, конференций. Вот только некоторые из достижений последних лет: выпускник 2016 года Сидоренко Даниил  получил Диплом победителя в Международном конкурсе исследовательских и творческих работ «Г.Я. Седов. Цель – Полюс» (руководитель Семыкина Т.И., учитель географии), грамоту в Первой республиканской научно-теоретической конференции учащейся молодежи «Перспективы промышленного и социального развития Донбасса» в рамках Малой Академии Наук горняков, стал лауреатом Республиканского этапа конкурса-защиты научных работ МАН (руководитель Боровикова Е.С.); грамотой за активное участие в Республиканской  научно-практической конференции  обучающихся  «Экономика Донбасса глазами молодежи» награждена ученица школы Жолоб Юлия  (руководитель Боровикова Е.С.); Абдуллаева Айтен (руководитель Жердева З.А.) получила Диплом ІІ степени в конкурсе эссе в рамках проведения ХХII научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых «Дни науки – 2016»; Рюмина Анна  заняла 1 место в Республиканском  конкурсе «Напевы Родины моей» (2014г.), стала победителем республиканского  конкурса «Военной песни негасимый свет» (2015г.), в 2016 году победила  в  республиканском   конкурсе  «Ветер перемен» (руководитель Корсун Л.Н.), Романенко Анастасия – Диплом 2 степени в Республиканском конкурсе авторской песни и поэзии в номинации «Художественное слово».
Хочется отметить высокий уровень патриотического, спортивного и трудового воспитания. В 2011 году на здании школы установлена  мемориальная доска, увековечивающая   память о воине-интернационалисте Викторе Билыке,   а в 2017 – о выпускниках,  погибших в боях за Донецкую Народную Республику. Ученики МОШ №103 – неизменные победители и призеры спортивных соревнований различных уровней. Сформирован и успешно действует поисковый отряд, ведется планомерная деятельность по благоустройству школьного двора и прилегающих территорий, работа по  облагораживанию родников, берегов реки Грузской. Стало доброй традицией проведение спортивных праздников, тематических ярмарок.
Сегодня коллектив школы продолжает работу по организации единого образовательного пространства,  обеспечивающего развитие универсальных учебных действий учащихся, по созданию условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов, по внедрению инновационных технологий, что позволяет решать задачу повышения качества образования и воспитания через совместные программы, проекты, мероприятия. Большая часть образовательных проектов, внедряемых в школе,  относится к комбинированным проектам. Они включают в себя обучение учителей новым технологиям, требуют программного и технического перевооружения образовательного процесса, создания продуктов сопровождения  учебных занятий, контроля знаний, продуктов для самостоятельного обучения учащихся.
Макеевская школа №103 уверенно движется вперед по Стране Знаний, открывая молодому поколению  неизведанные тропы и пути  в будущее.