Страница библиотекаря


 
 
 
 
  
  
        

  

 

 

Международный день Белых Журавлей

       Ежегодно 22 октября в России отмечается праздник белых журавлей. Впервые он был проведен 36 лет назад в Дагестане по инициативе советского поэта и прозаика Расула Газматова.

В название праздника были заложены строки из стихотворения «Журавли», созданное Газматовым в 1965 году как дань памяти о воинах, павших в боях Великой Отечественной войны.

Впоследствии белый журавль стал олицетворением духовного и телесного возрождения, а также душевной свободы. Через несколько лет данное стихотворение было положено на музыку и приобрело всенародный характер.

Считается, что праздник белых журавлей призван укреплять дружеские отношения между народами многонациональной России. Каждые год в этот день огромное количество людей несут цветы к мемориалам погибших воинов и благодарят их за мирное небо над головой.

Мы подготовили для вас интересную информацию об этом празднике. 



















 
 
 
 
 
 
 
 
День библиотек 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
Олимпиада




Список литературы по предмету Родная литература (русская): https://drive.google.com/drive/folders/12e4Z05dhEcp8jbYSzqQjtyy-fdVXYq92?usp=sharing
 



















































Мы словно попали в волшебное царство:
В нём тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые детки
От корки до корки все книги прочтут.                   
Наполнено царство таинственным светом,
Здесь спряталась где-то в тени тишина
И слышно дыхание каждой страницы,
И можно услышать книг голоса.
Есть старые книги, а есть молодые.
Их все за всю жизнь невозможно прочесть.
Но каждая дарит нам радость познанья,
Поэтому нужно их свято беречь.


Заведующая библиотекой - Валуева Ирина Ивановна

Дорогие мои читатели!
       Я хочу поделиться с вами двумя мудрыми мыслями известных людей о книге и чтении, которые нашли отзвук в моей душе. "Читай, и ты полетишь!" - так сказал Пауло Коэльо, бразильский писатель и поэт. Но помните, что, по словам Генри Филдинга, знаменитого английского писателя и драматурга 18 века, "дурные книги могут испортить нас, как и дурные товарищи". 
       Желаю вам, чтобы в жизни вашей было больше хороших книг и хороших товарищей.
                              
С уважением Ирина Ивановна













Чтобы дети любили читать
Рекомендации учителя литературы для родителей учащихся 5-6 класса
Среди самых часто задаваемых вопросов на родительском собрании бывает вопрос о том, как заставить ребёнка читать?
На собрании родители интересуются: «Как заинтересовать ребёнка чтением книг?» Конечно, прежде всего задаю им вопрос: «А Вы читаете книги? Нет, не в школьные годы, когда вы учились и вам задавали программные произведения. И не в вузе, где порой приходилось перечитывать тома произведений художественной или специальной литературы. А сейчас?» Родители бывают удивлены этим вопросом. Потому что это и есть ответ: «Нет….» - «А когда нам читать? Работа!»
Так что же мы хотим? Ребёнок учится, растёт и не видит, что родители читают книги. И уж крайне редко вечерами мамы и папы обсуждают прочитанную книгу со своим сыном или дочкой. Современные дети всё чаще сидят у компьютеров, планшетов, что, конечно же, не предполагает совершенствование навыка чтения.
Разумеется, чтобы подросток полюбил книгу, надо этот интерес к чтению воспитывать. А ведь как получается? Пока ребёнок маленький и читать не умеет, мама или бабушка, папа, дедушка читают книжки-малышки и радуются вместе со своим малышом новым эмоциям, открытиям. Обсуждают с ребёнком сюжет произведения, героев – это уже в возрасте, более близкому к детсадовскому. Затем эта функция переходит к воспитателю детского сада. Затем ещё рывок – перед школой - родители стараются привить интерес к чтению, расширить кругозор ребёнка. Иногда родители читают ребёнку книгу, чтобы заполнить образовавшееся свободное время, семейными вечерами собираясь все вместе.
И вот ребёнок становится школьником. Подготовка домашних заданий, чтение обязательной литературы приводит к тому, что времени и сил на художественную литературу не хватает.
Ребёнок переходит из класса в класс, у него появляются новые увлечения. Он себя пробует в разных направлениях. А когда ж читать?
Интересуюсь у родителей: «Какую последнюю книгу вы прочитали? Что вы прочитали с вашим ребёнком вместе?» Ответ всё тот же…
Бывает, что родители просят и даже требуют: «Заставьте наших детей читать! Дайте список! И побольше!» Пытаются перевести проблемы с чтением книг на учителя литературы. Радует, что их желание заставить читать правильное. Проблема в незнании методов.
Конечно, в школе, на уроке мы читаем, и немало произведений. Но вот все ли дети читают? Думаю, что ответ очевиден. Как же заинтересовать ребёнка чтением книг?
Существует много форм и методов привития интереса к чтению у подростка 11-12 лет.
Общение с книгой, перелистывание страниц, просмотр иллюстраций помогает подростку наиболее осознанно воспринимать прочитанное. Задача родителей в этом возрасте давать ребёнку в руки не планшет, а книгу. Чаще всего время для совместного чтения остаётся вечером, и родителям нужно знать и не игнорировать чтение произведения перед сном.
Уважаемые родители, найдите время и приведите своего ребёнка в библиотеку.
Если ребёнок плохо читает, то интерес к чтению у него пропадает, а для хорошего чтения нужна тренировка. Заставить ребёнка читать - это мучение для родителей, значит, надо его заинтересовать.
Даже в 5-6 классе надо читать книжки на ночь вместе с детьми. Прочитав немного, сошлитесь на то, что устали и попросите ребёнка прочитать небольшой отрывок самому. Помогайте своему ребёнку, не критикуйте и не торопите его. Здесь большую роль играет похвала. Каждый родитель выбирает свой способ поощрения. Психологи утверждают, что нужен 21 день ежедневных занятий, чтобы образовалась привычка к чтению.
Помимо того, что надо научить ребёнка читать, необходимо научить его понимать прочитанный текст. Уважаемые родители, найдите время для общения со своим ребёнком. Спросите его, о чём он прочитал, составьте с ним вместе кроссворд по прочитанному произведению, нарисуйте героя, охарактеризуйте его, дайте оценку его поступкам, обсудите, чему нас учит данное произведение, тем самым формируя в ребёнке нравственные и культурные ценности.
А теперь ещё одна форма – Читательский дневник. Читательский дневник позволяет школьнику не просто читать художественное произведение, но и анализировать его. И лавная роль здесь отведена родителям, сам по себе ваш ребёнок не будет заниматься анализом поступков героев и морали. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок подходил к чтению осознанно, необходимо на первых порах заполнять дневник вместе с ним. И когда вы увидите, что у ребёнка сформировался навык анализировать текст, тогда можно просто спросить в устной форме, что написано в дневнике. Родители могут возразить: «Зачем записывать, когда можно обсудить устно?» – «Кроме зрительной и слуховой, существуют и другие виды памяти. Мышечная память пальцев рук не только помогает закрепить знание произведения, но и формирует предпосылки грамотного письма. Детям, у которых нарушена память это особенно важно».
На собрании можно помочь родителям выбрать различные варианты. Можно выслушать советы и от самих родителей, тех, у которых детей невозможно оторвать от книги. Это будет целесообразно для тех мам и пап, кто привык слушать советы от родителей-ровесников.
Ещё несколько рекомендаций родителям от моих коллег:
·         Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
·         Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
·         Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
·         На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и  за какой срок).
·         Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
·         В доме должна быть детская библиотека. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
·         Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.



Список литературы, рекомендованной  для прочтения летом  
                     5 класс
  1. Русские народные сказки.
  2. Пушкин. А.С.   Сказки.
  3. Андерсен  Ханс  Кристиан .  Сказки .
  4. Твен Марк «Приключения Тома Сойера».
  5. Линдгрен  Астрид  «Пеппи  Длинный чулок».
  6. Ролинг Джоан Кетлин  «Гарри Поттер и философский камень».
  7. Киплинг Р. « Маугли».
  8. Рид Майн «Всадник без головы».
  9. Распе Р.Э  «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена».
                      класс
  1. Мифы Древней Греции.
  2. Библейские притчи.
  3. Гоголь Н.В. «Вечера на  хуторе близь Диканьки».
  4. Короленко В.Г. «В дурном обществе».
  5. Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  6. Лондон Джек  «Любовь   к жизни».
  7. Распутин В.Г. «Уроки французского».
  8. Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой».
  9. Бредбери Р.Д. Рассказы ( «Каникулы», «Улыбка», «Зеленое утро»,»Все лето  в      один день».)
  10. Верн  Жюль  «Дети капитана Гранта»
                      7 класс
  1. Русские былины.
  2. Пушкин А.С. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
  3. Гоголь Н.В « Тарас Бульба».
  4. Чехов А.П.  Рассказы. («Толстый и тонкий», «Хамелеон»).
  5. О’ Генри. Новеллы.
  6. Дойл Артур Конан.  «Приключения Шерлока Холмса» (рассказы по выбору)
  7. Алексин А.Г. «В тылу как в тылу».
  8. Шекли Роберт  «Запах мысли».
  9. Кристи Агата . Любое произведение по выбору.
                      8 класс
  1. Шекспир Вильям «Ромео и Джульетта».
  2. Пушкин А.С. «Капитанская Дочка».
  3. Гоголь Н.В. «Ревизор».
  4. Тургенев И.С .  «Записки охотника».
  5. Толстой Л.Н. «После бала».
  6. Грин Александр. «Алые паруса».
  7. Беляев А.Р. «Человек –амфибия».
  8. Сент-Экзюпери  А. «Маленький принц»
  9. Грин А. «Бегущая по волнам», «Зеленая лампа».
  10. Шварц Е. «Обыкновенное чудо», «Дракон».
                     9 класс
  1. Эсхил «Прикованный Прометей». 
  2. «Слово о полку  Игореве»
  3. Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве»
  4. Фонвизин Д.И. «Недоросль».
  5. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза».
  6. Грибоедов А.С. «Горе от ума».
  7. Пушкин А.С. «Евгений Онегин».
  8. Тургенев И.С . «Ася».
  9. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки.
                     10 класс
  1. Шекспир Вильям «Гамлет». Сонеты.
  2. Сервантес  Сааведра Мигель де «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
  3. Гете И.В. «Фауст».
  4. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени».
  5. Гоголь Н.В. «Мертвые души», «Шинель».
  6. Стендаль Ф. «Красное и черное».
  7. Бальзак Оноре де «Гобсек» , «Отец Горио».
  8. Диккенс Чарльз «Давид  Копперфильд».
  9. Мопассан Ги де «Пышка»,»Мадемуазель Фифи», «Тетушка Соваж»,»Два приятеля», «Дядюшка Милон», «Лунный свет».
  10. Островский А.С. «Гроза», «Бесприданница».
  11. Тургенев И. С. «Отцы и дети» , «Накануне».
      11 класс
  1. Толстой Л.Н.  «Война и мир»
  2. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».
  3. Куприн А. И.  «Гранатовый браслет».
  4. Шоу Д. Ж. «Пигмалион».
  5. Кафка Франц «Превращение».
  6. Булгаков М.А. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  7. Шолохов М.А. « Тихий Дон»
  8.  Камю А. «Чума».
  9. Хемингуэй Э.М.  «Старик и  море»
  10. Дюрренматт Фридрих «Визит старой Дамы».
  11. Йонеско Э. «Носороги».
  12. Распутин В.Г. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
  13. Маркес Г.Г.  «Старик с крыльями».
  14. Коэльо Пауло «Алхимик».


 Экспресс-информация
о поступившей литературе
в свободные мини- библиотеки школы

Сказки:
1.Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»  - 5  экз.
2 . «Козлятки и волк.»-3
3.  «Умная Дуня.»
4. « Курочка ряба.»-2
5.  « Колобок.»
6.Андерсен Г.Х  «Принцесса на горошине»- 2 экз.
7.Ершов П. « Конек- Горбунок» - 2 экз.
8.  «Собака и волк.»
9 Братья Гримм  « Семеро Храбрецов»
10. Мамин- Сибиряк  «Серая Шейка.»
11. .Чуковский К.  «Муха-Цокотуха»
12 Братья Гримм  « Сказки.»
13. «Лиса  и дрозд»
14. Одоевский В. « Мороз Иванович» - 4 экз.
15. «Лиса, заяц и петух»
16. Братья Гримм   «Семеро Храбрецов»
17. Шарль  Перро  «Кот в сапогах» - 2 экз.
18. «Лисичка- сестричка  и серый волк.»
19. Чуковский К.  «Тараканище»
20. Чуковский К.  « Бармалей»
21. Яхнин Л. « Таня и солнышко»
22. Шарль  Перро  «Спящая красавица»- 2 экз.
23. .Андерсен Г.Х   «Дикие лебеди и другие сказки»
24. . Шарль  Перро  «Золушка»
25. « Хаврошечка»
26. Андерсен Г.Х   «Дикие лебеди»
27 .  «Лиса и дрозд»
28. . Шарль  Перро  « Красная  Шапочка»
29 . «Как собака друга искала»
30. « Морозко» - 2 экз.
31. Дорошин М. «Качели в лесу»
32. . . Чуковский К.   «Краденое солнце» - 2 экз.
33.  « Полевая березка»
34. . Чуковский К.  «Крокодил»
35. . Братья Гримм    «Горшок каши»
36..Андерсен Г.Х " С тойкийоловянный солдатик"- 2 экз.
37. Киплинг Р." Сказки."
38. Бахревский В "Жемчужина окатная"
39.Сутеев В. Кораблик"
40.Пушкин А.С.  "Сказка о попе и работнике его Балде"
41.. Мамин- Сибиряк  Д.Н. "Сказка про козявочку"
42. Чуковский К.   "Телефон"
43.. Шарль  Перро   "Синяя борода"
44. Жуковский В.А. Спящая красавица"
45. Гаршин В. "Лягушка путешествиница"- 3 экз.
46...Андерсен Г.Х " Огниво"
47..Пушкин А.С.   "СКазка о золотом петушке"
48."Народные русские сказки"
49.Братья гримм "Сказки"
50.Одоевский В "Городок в табакерке"
51. "Жихарка"
52. Шарль  Перро    " Кот в сапогах"
53 Гайдар А." Сказка о Мальчише-Кибальчише"
54.Бажов В. «Огневушка- поскакушка»
55. Бажов В. «Малахитовая шкатулка»
56. Чуковский К. «Доктор Айболит»
57. Бажов В. «Хрупкая веточка»
58. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Словари, справочники.
1.Одинцова В.  «Школьный словарь иностранных слов»
2. «Книга ответов для почемучек»
 Книги по рукоделию:
1. Антипова М. ««Слоеное тесто»- вещи своими руками»
Рассказы :
1.Толстой Л.Н. "Азбука"
2.Толстой Л.Н.  "Рассказы"
3.Толстой Л.Н.  "Косточка"
4.Толстой Л.Н.  "Кавказский пленник"
5. Берестов В. "Богатыри"
6. Григорович Д.В "Гутаперчивый мальчик"
7. Осеева В." Волшебное слово"- 2 экз.
8. Паустовский К. "Теплый хлеб"
9. Карасева В." Тоня Зубова"
10. Тургенев И.С. "Бежин луг
11" Тиханов Н.К. "Аленушка сластенушка"
12. Носов Н. Авария"
13. Свифт Д Путешествия Гулливера
14. Ушинский К.Д." Два плуга"
15. Гаршин В.М. "То, чего не было"
16. Шуртаков С. Зеоно упало в землю"
17. Куприн А.И. "Белый пудель"
18. Чехов А.П Каштанка
19. Воронкова Л. Подружки идут в школу"
20. Михалков С." Елочка"
21. Фадеев А. "Сашко"
22. Толстой Л.Н." Лев и собачка"
24.Гайдар А. "Голубая чашка"
25.Гайдар А."Чук и Гек"
26 Л. Ян В.Г. Никита и Микитка"
27. . Толстой Л.Н."Севастопольские рассказы»
28. . Толстой Л.Н."Как гуси Рим спасли»
29. Катаев В. «Белеет парус одинокий»
30.Носов Н. «Незнайка на Луне»
Рассказы  о природе и животных :
1.Чарушин Е "Болтливая сорока"
2. Бианки В. "Сова"- 2 экз.
3.Пришвин  М. "Лисичкин хлеб"- 2 экз.
4.Пришвин  М.  "Гости"
5. Пришвин  М.  "Вася Веселкин"
6.СергеевЛ. "Зоопарк моего деда"
7. Сетон-Томпсон Э. "Чинк"
8. "Что ты знаешь о животных"
9. Снегирев Г. "Про птиц"
10. Паустовский К. "Кот-ворюга"
Стихотворения:
  1. Маяковский В. «Кем быть  ?»
  2.  Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?.»
  3. Пушкин А.С.    «Зимнее утро»
  4. Пушкин А.С.   «Зимняя дорога»
  5. Некрасов Н.А. «Мужичек с ноготок»
  6. Маяковский В «Что такое хорошо и что такое плохо»
  7. Жуковский  В.А.  «Жаворонок» -  3экз.
  8. Маршак С. «Круглый год»
  9. «Лесные музыканты»
  10. Барто  А. «Вовка-добрая душа»
  11. Александрова З. «Пятеро из одной звездочки»
  12.  Тютчев Ф. ,Фет А. «Весенняя гроза»
  13. Есенин С. «Черемуха»
  14. Блок А. «Зайчик»
  15. Маршак С. «Вот какой рассеянный»
  16. Джанни Родари «Чем пахнут ремесла.? Какого цвета ремесла?»
  17. Мережников Н. «Радость»
  18. Маяковский В «Песня молния»
  19. Блок А «Летний вечер»
  20. Тютчев Ф. «Листья»
  21. Лермонтов М. «Парус»
  22.  Нефедов П. «Здравствуйте!»
  23. Некрасов Н.А. « Мужичок с ноготок»
  24. Лебедева Г. «Счастливое гнездо»
  25. Маршак С .  «Почта»
  26. Михалков С. « Разговор с сыном»






Мероприятия за I семестр 2019-2020

С начала учебного года в школьной библиотеке к знаменательным и памятным  датам  организованы   книжные выставки: «5 лет ДНР. Растем вместе с Республикой»,  «Родной Донбасс они спасли тебя», «Купер и герои его книг» и другие.
Знакомство первоклассников с библиотекой:


         Ко Дню освобождения Донбасса проведены классные часы «Никто не забыт, ничто не забыто».



Во время месячника празднования Дня библиотек, приуроченного к Году  русского языка,   проведена лингвистическая игра  «Славим живое русское слово»,   ориентированная  на углубление знаний учащихся 7-11  классов  о русском языке в процессе живого диалога,  в атмосфере здоровой конкуренции; выполнение предложенных заданий,  способствовавшее  совершенствованию  культуры речи, расширению литературного кругозора.


Перед началом  осенних каникул  прошло мероприятие, направленное на профилактику дорожно-транспортного травматизма. Основной целью проведения мероприятия является формирование представлений детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Обучающиеся младших классов с интересом в игровой форме повторяли правила дорожного движения.


В октябре ко Дню защиты животных между  командами обучающихся 8-х  классов прошел брейн-ринг «Эти необычные, забавные и смышленые животные».  Дети со знанием дела  отвечали на вопросы  викторины,   с увлечением разгадывали ребусы, загадки о животных, соревновались в смекалке, скорости и фантазии.  Заработанные очки за правильные ответы  оценивались баранками.





В ноябре литературная гостиная вновь распахнула свои двери для любителей поэзии. Учащиеся 9 классов  подготовили  краткую информацию о жизни и деятельности поэтов-юбиляров.  Обучающиеся   5-7 классов эмоционально  декламировали  стихотворения  Суркова А.А. (195 лет со дня рождения),  Кольцова А.В.  и  Никитина А.С. (120 лет со дня рождения). Встреча проходила в теплой, дружеской обстановке за чашкой чая.
 







1 декабря  к Всемирному дню борьбы со СПИДом с учащимися 10 классов проведена викторина «Скажи: «Стоп ВИЧ/СПИД». Соответственно возрасту дети получили объективную информацию  об эпидемии СПИДа, вызванной распространением ВИЧ-инфекции, путях передачи, контакте с ВИЧ-инфицированными. Ребята поделились своими знаниями.


Во время  проведения Недели русского языка и литературы в библиотеке совместно с учителями прошли  следующие мероприятия:
Блиц  викторина «Знатоки литературы» (7 классы).

Интеллектуальная игра между 6-ми классами «Блажен, кто крепко словом правит».




«Пушкин – наше всё» (9 классы). 



«Мятежный гений вдохновенья»  (Лермонтову М.Ю. – 205 лет со дня рождения, 10-11 классы).



         Обучающихся  2-х классов приняли в читатели. Ребята ознакомились с правилами посещения библиотеки, выбора книг и бережного к ним отношения. В форме игры познакомились с книжным Домовёнком.




  Обучающиеся  5-6  классов приняли участие в интерактивной игровой программе и с интересом посмотрели презентацию «Путешествие по сказкам в страну прав и обязанностей». Сказка изначально учит добру и добрым поступкам, но и одновременно демонстрирует неосознанное нарушение прав человека.  Проводя исследование сказок,  с целью выявления нарушения прав ребёнка, дети лучше  запомнили  свои права.



Письма Дедушке Морозу с интересом  и надеждой  на исполнение  желаний писали ученики 1-4 классов.




В завершении года между учащимися 9-х классов прошел КВН "Новогодний калейдоскоп". После приветствия  команды участвовали в  разнообразных  конкурсах. В рамках данного мероприятия у ребят была возможность продемонстрировать свои знания, ловкость, способность быстро реагировать, прочувствовать командный дух игры и победы.  В атмосфере веселья, шуток и смеха, в разнообразных красочных костюмах представили домашнее задание "Старая сказка на новый лад". В течение всей игры  команды шли фактически   с равным счетом, а после  просмотра домашнего задания  стало ясно, что победила дружба.